Невинномысский рабочий. Газета для тех, кто любит свой город
пятница, 21 ноября 2014 года • cвежий номер вышел в среду, 19 ноября
Свежий номер Архив Редакция Подписка Реклама Поиск 
рубрики Документы • Власти • Экономика • Общество • Безопасность • Право и закон • Экология • Образование и наука • Культура • Здоровье • Спорт • Редакционная почта •
темы Один день с председателем ТОС • Казачья горница • Национальный хлеб • РИП «Невинномысск» • Экопост • Под небом единым седого Кавказа • Наши в космосе •
Под небом единым седого Кавказа
№67 (13731) среда, 8 сентября 2010 годарубрика:ОбществоКультураОбразование и наука
Ирина ПРОВОРОВА
материал собран учащимися 9-а класса МОУ СОШ №16 под руководством классного руководителя Людмилы Сакульцановой

Табасаранцы

Совместный проект газеты «Невинномысский рабочий» и МОУ СОШ №16.
Год назад учащиеся и учителя МОУ СОШ №16 задались целью как можно больше узнать о традициях, культуре, искусстве, ремеслах народов Северного Кавказа, который удивительно многонационален. Учащиеся школы, начиная с четвертых классов, и их преподаватели собрали уникальный материал по 14 народам и народностям, представители которых проживают в Невинномысске и Ставропольском крае. Сегодня газета «Невинномысский рабочий» предлагает вниманию читателей материал (в сокращении), собранный учащимися 9-а класса МОУ СОШ №16 под руководством классного руководителя Людмилы Сакульцановой.

Табасаранцы (самоназвание — кабхи, что в переводе означает «народ Кабха», то есть «народ горы») — один из коренных народов юго-восточной части Дагестана. Их насчитывается почти 132 тысячи человек, из которых более 53 тысяч проживают в городах, остальные — в сельской местности. Большая часть табасаранцев живет в Табасаранском, Хивском и Дербентском районах. Молодёжи — более половины населения, а ежегодный естественный прирост населения составляет 950-1050 человек, что является самым высоким показателем не только в Дагестане, но и в Российской Федерации.

Традиционная одежда. Как и у других народов Северного Кавказа, она изготавливалась в основном из местных материалов: шапки и шубы — из овчины, обувь — из кожи скота, шляпы, бурки — из войлока, башлыки, черкески, штаны и бешметы — из домотканого сукна.

Бешмет — повседневная и выходная одежда — представлял собой длинный кафтан, охватывающий фигуру и застёгивающийся до пояса. Бурка — колоколообразная войлочная накидка — защищала горца и его лошадь от дождя, снега и жары, служила подстилкой и одеялом. Папаха — шапка из овчины. Башлык являлся дорожным головным убором, который надевался поверх папахи.

Женская одежда наиболее ярко подчёркивала социальные различия горянок, хотя и выражала бытовавший идеал красоты — тонкую талию и плоскую грудь. Все горянки носили длинную рубаху с разрезом на груди и маленьким стоячим воротником, застёгнутым на пуговицу. Длинные рукава рубахи иногда спускались до подола. Под рубаху надевали штаны, по покрою совпадающие с мужскими. Поверх рубахи надевали платье. Женское платье было по образу и покрою с мужской черкеской. Кавказские женщины всегда носили головные уборы, платки или шарфы.

Обычаи и обряды. Куначество (дружеские отношения) — один из замечательных обычаев горцев. Гостя на Кавказе всегда принимали в любое время дня и ночи, даже оставляя часть обеда или ужина на случай его неожиданного прихода. Гость не должен нуждаться ни в чём, поэтому по традиции до сих пор на Кавказе оставляют для гостей лучшую посуду и вещи. Достойно принять кунака (гостя) — честь для горца.

Об одном из красивейших обрядов горцев — свадьбе — современная дагестанская поэтесса Фазу Алиева пишет: «Я очень люблю горские свадьбы не только потому, что люблю танцевать, а потому, что здесь бывает мобилизована вся мудрость людей! Люблю эти красивые и мудрые обряды. Когда невеста входит в дом жениха, её встречает мать его и ещё на пороге кладёт ей в рот полную ложку пчелиного мёда со словами: пусть тебе в нашем доме будет всю жизнь так же сладко, как сладок этот мёд, и желание трудиться будет у тебя такое же, как летом у пчёл».

Быт и промыслы. Основными занятиями табасаранцев всегда были земледелие, скотоводство, различные промыслы и ремёсла. Табасаранцы создали самобытную культуру, о чём свидетельствуют керамические изделия, резьба по камню, дереву, кости, а также архитектура и строительное дело. С принятием ислама и распространением арабской письменности отдельные представители Табасарана получили возможность приобщаться к достижениям восточной культуры. Этому содействовал и Дербент, ближайший к Табасарану центр культуры.



Табасаранские ковры. Искусство ковроткачества в Дагестане как традиционный промысел уходит своими корнями в глубину столетий и является самым распространённым видом кустарного промысла. Секреты мастерства передаются, оттачиваясь и совершенствуясь, из поколения в поколение, от матери к дочери.

Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Измира и других городов. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Будучи экспонатами международных и отечественных ярмарок и выставок, они удостаивались почетных дипломов и золотых медалей в Брюсселе (1958 г.) и Лейпциге (1967 г.). Ковры вошли в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах».

Своей красотой и великолепием дагестанские ковры ручной работы в 2000 году удивили участников Российского фестиваля экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России»; они отмечены золотой медалью в номинации «Народные промыслы и художественные изделия» в конкурсе «Лучшие товары России»; неоднократно становились победителями всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».

Известные представители Табасарана. Несмотря на то что табасаранцы — народ немногочисленный, у него есть достаточно много знаменитых личностей. Видным представителем культуры Дагестана XVII-XVIII веков является Мирза Калукский. Он горячо любил свой народ, был поборником дружбы народов Дагестана, что ярко отражал в творчестве. В своих произведениях он призывал дагестанских горцев жить в мире и дружбе и совместно выступать против завоевателей. Большое место в лирике Мирзы Калукского занимала тема любви и свободы. Об этом свидетельствует его стихотворение «Счастливый соловей»:

За всех за нас звени же ты,
Мой брат — счастливый соловей.
Ты выбрал милую уже?
Так свей гнездо, где по душе,
И пой о солнечном луче,
Мой брат — счастливый соловей.


В списке знаменитостей Табасарана есть ученые, поэты, писатели, общественные деятели, предприниматели и спортсмены. Яркой представительницей своего народа является и Елена Исинбаева — олимпийская чемпионка 2004 и 2008 годов, обладательница 27-ми мировых рекордов в прыжках с шестом среди женщин.

Традиционное питание. Характер пищи табасаранцев определялся природными и географическими условиями, их хозяйственной деятельностью, этнокультурными традициями. В связи с тем, что основными отраслями хозяйства табасаранцев были земледелие и скотоводство, в их рационе преобладали продукты земледелия и животноводства. В горной зоне, где было развито скотоводство, основной была мясо-молочная пища и ощущалась постоянная нехватка хлеба. Поэтому жители Верхнего Табасарана часто меняли мясо, сыр и шерсть на зерно. В Нижнем предгорье имелись удобные для земледелия, садоводства и виноградарства земли, поэтому там больше было блюд из муки и злаков.

Кухню табасаранцев равнинной части (селения, граничащие с нынешним Дербентским районом) значительно разнообразили бахчевые культуры, фрукты, виноград. Помимо этого, во всех сёлах Табасарана занимались собиранием дикорастущих трав и лесных плодов, которые и сегодня здесь имеются в большом количестве.

Интересны детали обычаев, труда и быта. Например, в Верхнем Табасаране было принято, идя работу, брать с собой продукты, в том числе кислое молоко. При наступлении обеденного перерыва крестьяне располагались у дороги или у родника и приглашали к еде всех проходящих мимо. Продукты обязательно делились поровну. Сложнее было с кислым молоком. Его принято разбавлять водой в таком количестве, чтобы каждому присутствующему досталась достаточная порция. Но так как молоко нельзя разбавлять бесконечно, то был установлен предел: разбавлять до тех пор, пока по цвету молоко не сравняется с голубизной неба

Обычное приветствие в Табасаране, как и везде, — салам. Однако занятого работой человека приветствуют особой фразой: «Пусть удесятерятся твои силы».

Хапама (фаршированная тыква)



На осеннем базаре в овощном ряду купите кругленькую тыкву на полтора-два килограмма. Дома её помойте и начинайте действовать.

Срежьте верхушку и ложкой удалите семена и плодовую мякоть. Промойте. Отдельно перемешайте слегка отваренный рис, изюм, алычу, пару нарезанных яблок, щепотку соли и корицы, ложку сахара. Все это поместите в образовавшуюся полость тыквы, плотно закройте её срезанной верхушкой. Теперь можно ставить тыкву в печь или духовку на смазанный маслом противень.

Наберитесь терпения, потому что такая тыква превращается в богатое и изысканное блюдо не сразу, а через часа полтора-два. Готовую хапаму подайте к столу, нарезав её продольными ломтями (на манер арбуза) и полив растопленным сливочным маслом.
В номере:
За безупречную службу7 сентября работники следственных органов отметили три года со дня образования Следственного комитета при прокуратуре РФ
В объективе — жизнь городаК 80-летию газеты «Невинномысский рабочий»
Маринка — гордость Невинки!9 сентрября — Международный день красоты
С верой в победуКраевой смотр-конкурс на лучшую организацию работы в сфере охраны труда
ТабасаранцыПод небом единым седого Кавказа
Нам пишут ↓
Желаем медикам здоровьяСтроки благодарности
Соус томатный кубанскийПрячем лето в банки
Поздравь газету — получи подарок!Внимание: юбилейная акция!
Городская афиша
на сегодня
10:00
ДК «Шерстяник»
Интеллектуальное состязание «Смелый боец — везде молодец»
18:00
КДЦ «Родина»
Гала-концерт городского фестиваля хореографических коллективов «Волшебный мир танца»
Программа ТВ
12:20–14:20Премьера. Филипп Янковский, Федор Бондарчук, Оксана Фандера в многосерийном фильме «Чудотворец» 16+ Первый
12:55–14:00«Особый случай». [12+] Россия 1
13:00–13:30Сегодня НТВ
13:00–13:30«Воронины» (16+) Комедийный сериал СТС
12:05–15:45Илья Соколовский в фильме «Марш-бросок. Особые обстоятельства» 16+ Россия 2
12:50–13:20Письма из провинции. Урюпинск (Волгоградская область) Культура
Общественное мнение
№10. Нужно ли в светском государстве преподавание основ религии в школе?
Промежуточные результаты:
Нет, это не приемлемо 55.1% / 1029
 
Да, конечно! 23.8% / 444
 
Да, если преподавать будут педагоги, а не теологи 16.5% / 308
 
Мне всё равно 4.7% / 87
 
Всего участников: 1868
Версия: 1.9.2
© 1930—2014. МУП «Редакция городской газеты «Невинномысский рабочий»
Адрес редакции: 357100, Россия, Ставропольский край, город Невинномысск, ул. Первомайская, 66-a
Телефон: (86554) 3-41-55  Факс: (86554) 6-11-75
Электронная почта: mail@nevworker.ru
Мнения, высказанные авторами на сайте, не обязательно совпадают с точкой зрения редакции.
Публикации отмеченные знаком ® произведены на платной основе.
Использование материалов сайта возможно при наличии активной гиперссылки на источник: www.nevworker.ru.
Закупки 223-ФЗ:
Положение о закупках (doc, 396 КБ)
2009. Сайт создан в Студии «Вьюжи»